Муфтий Гайнутдин: Необходимо воспитание в студентах аналитических способностей, богословского, философского и гуманитарного мышления

gaynutdin

Выступление председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на IX Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» на тему «Исламская теология и задачи исламского образования».

Уважаемые участники IX Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди»!

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично приветствую всех вас традиционным братским мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху — Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение!

Начиная с 2008 года мы проводим в Москве международную научную теологическую конференцию, посвященную развитию исламской богословской мысли и ее отражению в процессе подготовки мусульманского духовенства и мусульманского интеллектуального класса. Нынешняя конференция названа в честь муфтия Галимджана хазрата Баруди − личности, вобравшей в себя таланты богослова, педагога, издателя, общественно-политического деятеля и духовного лидера.

Медресе «Мухаммадия», основанное и выпестованное Галимджан хазратом, подарило российскому мусульманству сотни деятелей науки, образования, культуры. Воспитанники «Мухаммадии» и других джадидских медресе и их ученики стали тем каналом, благодаря которому тонкая нить духовной традиции не оборвалась на наших землях вплоть до конца советского периода и воссоединилась в 1990-ых годах с мощным потоком возрождения религиозного сознания.

Новометодная база образования, очень тщательный подход к организации учебного процесса и подбору педагогов стали не единственными причинами успешности медресе. Шакирдам посчастливилось получать знания в период энергичной, порой и острой интеллектуальной дискуссии об основаниях развития исламского сообщества. Они учились критически мыслить, анализировать и занимать позицию с условиях конкуренции идей, мнений, перспектив.

В этом мы можем увидеть сходство с днем сегодняшним, когда по всей протяженности исламского мира, включая и российское мусульманство, идет дискуссия о том, что есть истинный ислам и где проходит линия, отделяющая внутренний плюрализм ислама от явных заблуждений. Улемы мировой уммы едины в отвержении практики терроризма, бандитизма, нападения на гражданское население и преступлений против человечности под знаменами ислама, но вне поля этого явного нечестия и очевидного заблуждения, среди богословов нет согласия. А в результате нет согласия и среди рядовых мусульман.

Характерной чертой идеологов экстремизма является выборочное изучение исламских источников и их довольно поверхностная интерпретация. Вкупе с технологиями масс-медиа и шоу-бизнеса этот подход дает сильнейший эффект. Тогда как серьезное и ответственное изучение религии требует гораздо больше интеллектуальных усилий и доступно далеко не каждому. В этой острой идеологической борьбе велик соблазн опуститься до уровня пропагандистов экстремизма, намеренно упрощая, вульгаризируя собственную позицию.

Однако мы с вами отдаем себе отчет, что стоящая перед нами цель сделать российское исламское образование конкурентоспособным с мировыми центрами исламской учености, задача возрождения отечественно школы исламского богословия недостижима упрощенческими, «плакатными» методами. Следуя примеру наших великих уляма − ученых, мы должны расширять исламскую мысль, а не ограничивать ее в рамках национальных и территориальных традиций. Традиционный ислам − явление очень разноликое, в зависимости от территории и этнического состава своих приверженцев. И это хорошо, как проявление коллективного мыслительного процесса, живого интеллектуального обмена. На протяжении многих лет мы ведем обширную работу по возвращению и актуализации богословского наследия великих отечественных богословов прошлого. Сюда входит проведение крупных международных и всероссийских научных чтений – Бигиевских, Марджаниевских, Барудиевских, Фахретдиновских, перевод и публикация трудов великих улемов, знакомство широкой аудитории с их воззрениями через наши средства массовой информации.

Наша задача сегодня − представить достоинство и богатство Ислама, исламского знания в условиях современности, в которых, как мы знаем, прежние рецепты, – закрыться от мира, интеллектуально законсервироваться, − работают очень плохо. То, что у нас есть прекрасные мечети, нам доступна каждодневная религиозная практика, мы свободно можем исповедовать Ислам, − это великая милость Всевышнего и результат огромного и длительного труда российских мусульман. Но для того, чтобы достойно представить Ислам в пространстве знания, образования, науки – этого уже недостаточно. Сегодня нам нужна воля отстаивать исламскую интеллектуальную традицию перед лицом современного мира в условиях активной конкуренции идей.

Мы должны создать условия для того, чтобы в учебном процессе было обеспечено пространство для дискуссий, творчества, опыт уважительного, конструктивного межрелигиозного диалога. Люди учености являются хранителями богатого наследия исламской богословской мысли, хотя сегодня только быть хранителем недостаточно. Нам нужны свежие, новые идеи, адекватные вызовам современности, воспитание в студентах аналитических способностей, богословского, философского и гуманитарного мышления, которое позволит им полноценно осмыслять глобальную действительность и находить в ней достойное место для российской мусульманской интеллектуальной традиции.

В этом контексте большой милостью Всевышнего я считаю произошедшие за последние месяцы подвижки в становлении теологической науки в России. Традиционные религии России долгое время добивались официального включения теологии как междисциплинарной области знания в систему не только собственно религиозного, но и государственного образования. Министерством образования и науки Российской Федерации были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по теологии, как уровня бакалавриата, так и уровня магистратуры. Более того, только за последний год Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки был утвержден паспорт научной специальности «Теология», на базе четырех организаций высшего образования был создан первый диссертационный совет по теологии (где будут защищаться работы по православной теологии), этим летом был утвержден состав Экспертного совета ВАК по теологии, в число членов которого вошли и специалисты по исламу. На очереди – открытие диссертационных советов, в которых можно будет получить учёную степень, защитив диссертацию именно в области исламской теологии.

Поэтому руководители высших исламских учебных заведений в России, равно как и в странах зарубежья, а прежде всего в странах СНГ, выстраивая учебный процесс сегодня, должны ориентироваться на то, чтобы лучшие их выпускники смогли впоследствии защищать кандидатские и докторские диссертации по богословию в России. Это и будет объективным мерилом уровня наших учебных заведений и дополнительным стимулом развиваться и укреплять свою образовательную базу.

С большим удовлетворением я воспринял анонсированную Правительством Российской Федерации пролонгацию Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама до 2020 года включительно. Я не раз говорил о том, что без поддержки и помощи государства на данном этапе поставленная Президентом Владимиром Владимировичем Путиным задача по воссозданию отечественной богословской школы практически неосуществима, мало того, мы рискуем растерять и те достижения, которые уже наработали за срок реализации этой программы.

Выполняется действительно колоссальный объем работ, аналогов которому не было в истории российского ислама. Одновременно  возрастает и сам уровень стоящих перед нами задач, поскольку он кореллирует не столько с внутренними российскими угрозами, как это было несколько лет назад, но с угрозами глобального масштаба и нового характера в условиях чрезвычайно сложной международной обстановки. И при существующем уровне финансовой поддержки исламским образовательным заведениям будет очень сложно справиться с реализацией возложенных задач, поэтому, я уверен, настал момент внести существенные коррективы в эту работу.

В свое время Галимджан Баруди в медресе «Мухаммадия», сделал то, что многими считалось почти невозможным – объединил достижения исламской науки, исламского знания с образовательными и научными традициями светского мира его эпохи, при этом не утеряв специфику и чистоту исламской культуры, традиционных установлений Ислама. И сегодня, несмотря на огромную сложность поставленных целей и задач, мы должны найти ответы на многие беспрецедентные вызовы эпохи, чтобы российская мусульманская умма вместе со всем российским обществом смогли выйти из испытаний окрепшими и еще более сплоченными.

Надеясь на глубокое обсуждение тем исламского образования и исламской теологии, я обращаюсь ко Всевышнему с мольбой об успехе нашей конференции, желая мира и благоденствии всем ее участникам и организаторам. Аминь.

Благодарю за внимание.

31 октября 2016 г., Москва

Оставьте свой первый комментарий для "Муфтий Гайнутдин: Необходимо воспитание в студентах аналитических способностей, богословского, философского и гуманитарного мышления"

Добавить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован

*