ИД «Хузур» выпустил в свет книгу муфтия РТ«Введение в ханафитский фикх»

DSC01443

Издательский дом «Хузур» выпустил в свет книгу муфтия РТ«Введение в ханафитский фикх». В ней Камиль хазра Самигуллин подробно рассказывает о ханафитском мазхабе – наиболее распространенной правовой школа в Исламе.

Более половины мусульман мира придерживается мазхаба Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи).

Ханафитский мазхаб носит имя Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи) – «имама Агзама», величайшего имама, богослова – правоведа. Однако  не совсем будет правильным считать основателем этой школы именно его. Имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) является продолжателем традиции «куфийской» школы, основателями которой являются два великих сподвижника – факиха, это Абдулла ибн Масуд (радыяллаху анху) и Али ибн Абу Талиб (радыяллаху анху).

Благодаря Абу Ханифе (рахматуллахи алейхи) и его ученикам ханафитский мазхаб получил распространение по всеми миру, выйдя за пределы Ирака («фикх ахл Ирак»). Отчасти, этому способствовала и поддержка мазхаба со стороны государства, ведь мазхаб Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи)  имел статус государственного во многих мусульманских странах мира. Также существенным фактором, оказавшим влияние на распространение этой школы, является его гибкость и максимальная проработка вопросов. И это неудивительно, ведь если сложить в сумме все книги остальных трех суннитских школ (шафиитской, маликитской и ханбалитской), то их будет меньше, чем книг, написанных учеными ханафитской богословской школы.

На сегодняшний день наибольшим ареалом распространения мазхаба являются следующие регионы и страны мира: Средняя Азия, Турция, Индия, Пакистан, Китай, Балканский полуостров, Египет. Также ряд исследователей справедливо отмечают, что приверженцами ханафитского мазхаба становились в основном городские жители, так как этот мазхаб максимально приспособлен к общественно-активной жизни. Ведь сам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) и его ученики жили в городе Куфа, в то время — столице мусульманской империи; они вели активный образ жизни, торговали, встречались и диспутировали с представителями различных религиозных групп и течений.

Что касается России, то в нашей стране правовая школа имама Агзама тоже является самой популярной и получила свое распространение еще в 7-9 веке, а в 922 году секретарь посольства аббасидского халифа Муктадира зафиксировал официальное принятие Ислама булгарами (предки современных татар) в качестве государственной религии в Волжской Булгарии. Именно с этого время ханафитский мазхаб стал официальной правовой школой в Волжской Булгарии, а позже в Золотой Орде и Казанском ханстве. Известнейший татарский мусульманский ученый Мухаммад Мурад Рамзи аль-Казани писал в 1908 году, что татарские имамы всегда были суннитами, матуридитами в вероубеждении и ханафитами в действиях и среди них не было тех, кто распространял нововведения.

Отдельно стоит упомянуть и про ханафитское вероубеждение – «матуридизм», это одна из двух, наравне с «ашаризмом» традиционных школ ахл сунна валь джамага в мусульманском вероубеждении. Такие труды по ханафито-матуридисткому вероубеждению, как акыда Насафия, Тахавия, фикх аль Акбар стали жемчужиной мусульманской науки и преподаются почти во всех мусульманских учебных заведениях мира. Ханафитский мазхаб и матуридитская акыда, как две стороны одного яблока — не могут быть друг без друга.

Наследие и вклад последователей Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи) в исламскую науку просто огромен. Это — такие звезды мусульманского небосвода, как: Сарахси, ибн Абидин, Тахави, имам Зуфар, Дауд Таи, Матуриди, Насафи, Накшбанди, Раббани, Абдуллах ибн Мубарак, Руми, Маргинани, Абу Лейс Самарканди, Кудури, Мулла Али аль Кари, Айни, Касани, Марджани, Мустафа Сабри, Абдуль-Фаттах Абу Гудда, мауляна Рашид Ахмад Гангохи, Али Хайдар Ахисхави, Захид Каусари и многие, многие другие.

Но нельзя при этом отдельно не упомянуть двух самых главных учеников и популяризаторов школы имама Агзама – Абу Йусуфа и Мухаммада Шайбани. Их вклад в общемировую науку был настолько огромен, что даже в 21 веке западные ученые считают их эталоном по некоторым светским наукам! Приведу пример, книга «Китаб ас сийар аль кабир» Мухаммада ибн аль Хасана Шайбани несет в себе описание событий произошедших во времена Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Исследователи пришли к выводу, что данная книга — первая в мире, написанная по тематике международных отношений и даже в 1968 году в Париже было основано законодательное «Общество аш – Шайбани». Как утверждают исследователи, первая европейская книга, написанная в таком же стиле, была написана лишь после шести столетий после книги «Китаб ас сийар аль кабир». Имам Мухаммад Шайбани был отчимом и учителем другого великого исламского ученого — имама Шафии (рахматуллахи алейхи). И сказал про него имам Аш-Шафии (рахматуллахи алейхи): «Если бы Мухаммад бин Аль-Хасан говорил с нами на уровне своего ума, мы бы не поняли его, но он говорил на уровне наших умов и мы понимали его. Я не видел такого человека, который лучше бы знал Книгу Аллаха чем он, как будто Куръан был ниспослан на него».

Говоря об имаме Абу Йусуфе можно сказать, что он был гениальным мухаддисом (хадисоведом) и факихом, был верховным судьей халифата и, как никто другой, способствовал широкому распространению взглядов ханафитской правовой школы. Его книга «Китаб аль харадж» считается одной из первых в мире книг по финансовому менеджменту!

Благодаря усилиям учеников Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи) его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной решить практически все проблемы фикха прошлого и настоящего. В заключение хочу процитировать слова имама Раббани (куддиса сирруху), обновителя второго тысячелетия об имаме Агзаме: «Лучшие из учёных, которые безукоризненно следовали Сунне — это «Имамуль Агзам» (величайший имам) — Абу Ханифа Нуаман».

Надеюсь, что данная книга окажется Вам полезной и вдохновит Вас на дальнейшее изучение богатейшей традиции ханафитской школы.