Измайлов Р.Р. выступил на круглом столе «Библейские образы в Авраамических религиях»

42a35505dabe860dcdeb51f92d5be768_L

18 апреля в центре Москвы состоялся круглый стол на тему «Библейские образы в Авраамических религиях», организаторами которого выступили Всероссийская государственная библиотека им. М.И. Рудомино и Центр исламоведения Фонда Марджани.

Участниками мероприятия были: Алексей Журавский (к.и.н., ведущий научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ), раввин Леонид Бимбат (заместитель председателя Восточноевропейского совета прогрессивных раввинов), Аликбер Аликберов (к.и.н., заместитель директора Института востоковедения РАН), Раис Измайлов (проректор Московского исламского института), Фарид Асадуллин (к. филологических н., в.н.с. Института востоковедения РАН, советник председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации), Андрей Черняк (Христианский культурный центр «Встреча»), Виктор Жук (магистр богословия, преподаватель Института Св. Фомы), Ольга Запрометова (кандидат культурологии, магистр богословия, старший преподаватель ББИ св. апостола Андрея).

Проректор МИИ по учебной работе Р.Р. Измайлов выступил с докладом «Исламский взгляд на священную историю пророков. Основные источники истории мусульманской религии». Предлагаем вашему вниманию текст сообщения:

«Вера в посланников и пророков является одной из составных частей вероучения ислама. Так в Священном Коране повествуется:

كُلٌّ آمَنَ بِاللّهِوَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِوَرُسُلِهِ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّن رُّسُلِهِ

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и его Посланников».[1]

В другом аяте сказано:

وَمَن يَكْفُرْ بِاللّهِوَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِوَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيداً 

«а кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение».[2]

Мусульманские богословы различают понятия «Пророк» (наби)  и «Посланник» (расул).Согласно господствующей у мусульман точке зрения, посланник Аллаха (расул) – это пророк, несущий людям новый закон или сообщающий об изменениях в прежнем. К этой категории, например, можно отнести Мусу, Дауда, Ису или Мухаммада. Просто же пророк (наби) посвящает себя распространению и претворению в жизнь уже ниспосланного закона, например, Харун, Яхйа, Сулейман и д.р.

 Пророки, это люди, избранные Всевышним Аллахом из числа лучших представителей данного племени или нации. Это величайшее благо Всевышнего Аллаха, так как людям трудно было бы собственным умом определить свой духовный выбор. Разъясняя Истинный Путь указанный Всевышним, Пророки тем самым спасли людей, поверивших в Священное Писание от многобожия и идолопоклонства. Для укрепления Пророков Аллах  награждал их способностью совершать чудеса. Они могли совершать действия, невозможные для простых людей без Воли на то Всевышнего Аллаха. Первым человеком и первым Пророком был Адам.

Необходимо знать о пяти качествах Пророков:

1. Сыдк: – Правдивость. Говорят только правду.

2. Аманат: – Верность. Люди чести. Им можно следовать во всём.

3. Таблиг: – Способность Передавать Предписания и Запреты Всевышнего Аллаха, несмотря ни на какие трудности.

4. Фатанат: – Ум и Понятливость. Эти качества Пророков выше, чем эти же качества самых способных людей.

5. Исмат: – Чистота нрава. Безгрешность.

Имена Пророков, упомянутых в Коране. В Благородном Коране упомянуты лишь 25 Пророков. Эти имена благородных Пророков мы должны помнить:

Адам 2) Идрис (Енох) 3) Нух (Ной) 4) Худ 5) Салих 6) Ибрахим (Авраам) 7) Лут (Лот) 8 ) Исмаил (Измаил) 9) Исхак (Исаак)10) Йакуб (Иаков) 11) Йусуф (Иосиф) 12) Аййуб (Иов) 13) Шуайб 14) Муса (Моисей) 15) Харун (Аарон) 16) Дауд (Давид)17) Сулейман (Соломон) 18) Йунус (Иона) 19) Ильяс (Илия) 20) Аль-Йаса (Елисей) 21) Зулькифль 22) Закариййа (Захария)23) Йахйа (Иоанн) 24) Иса (Иисус) 25)Мухаммад печать Пророков Mир им всем и благословение Аллаха.

История жизни пророков изучается в рамках науки «кысас аль анбия», что в переводе с арабского языка означает —  рассказы о пророках.

Предмет «кысас аль анбийа» отличается от истории в нашем понимании. Если в исторической науке важны точность дат, имен, событий, места, то в священной истории особое внимание уделяется не деталям, нравственным урокам и примерам из жизни пророков и посланников.

Хотя русский язык и переводит слово кысса как история, но это не та история, которая обозначается арабским словом Тарих. Тарих – это история, как наука, в нашем современном понимании.  Кысса же – лучше понимать как притча, рассказы.

Всевышний Аллах указал на основную цель, присутствия кысас в Коране:

لَقَدْ كَانَ فِي قَصَصِهِمْ عِبْرَةٌلِّأُوْلِي الأَلْبَابِ مَا كَانَ حَدِيثاً يُفْتَرَى وَلَـكِن تَصْدِيقَ الَّذِيبَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ كُلَّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِّقَوْمٍيُؤْمِنُونَ 

«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это – не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей».[3]

Из содержания коранического аята видно, что основная цель изложения повествований о пророках – назидание, нравственные уроки.

Исходя из этого положения кораническое изложение рассказов о пророках отличается от ветхозаветного. В Ветхом завете большое  внимание уделяется хронологической последовательности событий и  точности имен. В Коране же, не так важна хронология, особое значение уделяется назидательной стороне изложения рассказов о пророках.

Исламский подход по отношению истории пророков концептуально отличается от иудее-христианских представлений. Так основная цель пророческой или посланнической миссии в исламе призыв к единобожию всего человечества.

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِنرَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَاإِلَهَإِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ 

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не внушить ему: «Нет бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне[4]«

В Ветхом завете пророки ниспосылаются в основном исключительно к иудеям. Например, в Коране Муса, приходя к Фараону, прежде всего призывает его к единобожию и только потом начинает просить освободить свой народ. В Ветхом завете, Моисей приходит  к Фараону лишь целью освободить иудейский народ. Аналогичные примеры можно привести в связи, с Ноем, Йусуфом, Исой и др. пророков.

В исламском понимании пророки и посланники не могут совершать греховных и аморальных поступков, поскольку они являются примером, назиданием для верующих. В христианстве же считается, что пророки могут совершать грехи. Так, в коранических рассказах о пророках, мы не встретим ветхозаветных эпизодов, которые могут бросить тень на нравственную репутацию пророков. Например, эпизод связанный с Ноем, Исааком и Исавом.

Основные источники истории мусульманской религии

Основными источниками истории мусульманской религии является Священный Коран и хадисы[5] пророка Мухаммада. В качестве дополнительного источника мусульманские богословы пользовали т.н. исраилият. Исраилият – это иудейские и христианские источники. Однако использовалась лишь та информация, которая соответствовала исламскому вероубеждению.  Аль-Бухари передал со слов Абдуллаха  бин Амра, что Пророк, сказал: «Рассказывайте от моего имени, даже если это всего один аят, и рассказывайте от имени сынов Исраиля, и в этом нет греха, а тот, кто заведомо солгал от моего имени, пусть займет свое место в Огне».

Комментируя этот хадис, Ибн Хаджар писал: «Поначалу Пророк, запретил учиться у сынов Исраиля и читать их книги, а потом снял некоторые ограничения. Очевидно, этот запрет действовал до того, как утвердились Исламские законы и религиозные принципы, поскольку существовала опасность смуты. Когда же подобные опасения исчезли, было разрешено поступать так, поскольку рассказы о том, что происходило в их времена содержат полезные уроки». Имам Малик считал, что разрешается перессказывать только хорошие из преданий, но не заведомо лживые рассказы». Аш-Шафи’и сказал: «Известно, что Пророк, не разрешал рассказывать лживые истории, поэтому его слова означают: рассказывайте от сынов Исраиля предания, лживость которых вам неизвестна, и на вас нет греха, если вы рассказываете то, что считаете возможным». Существует мнение, что пересказывать можно только те предания сынов Израиля, которые соответствуют Кораническим текстам и достоверным хадисам. Но среди преданий сынов Исраиля есть много удивительных рассказов, которые вполне возможны, хотя и не находят подтверждения в Коране и сунне. Согласно наиболее предпочтительному мнению, перессказывать их разрешается. Имам Ахмад в «Зухде», Ибн Абу Шейба в «Мусаннафе», аль-Баззар в «Муснаде» передали со слов Джабира бин Абдуллах, что Посланник Аллаха, сказал: «Рассказывайте от имени сынов Исраиля, и в этом нет греха, потому что с ними случались удивительные истории».


[1] Сура 2 «Корова», аят 285.

[2] Сура 4 «Женщины», аят 136.

[3] Сура «Йусуф», 111.

[4] Коран, 21:25.

[5] Хадис – слова, деяния Пророка Мухаммада.

Пресс-служба МИИ