В БИА обсудили подготовку доклада «Роль межрелигиозного диалога в развитии высшего религиозного образования»

940x420_cropped_0f641e07e83ab64463e41bc21af1212b-2

5 марта 2020 г. в Болгарской исламской академии прошел круглый стол на тему «Роль межрелигиозного диалога в развитии высшего религиозного образования». Модераторами выступили начальник Центра межрелигиозного диалога БИА, доктор политических наук, доцент Эльмира Садыкова и научный сотрудник Центра межрелигиозного диалога БИА Рамис Фатхуллин.

Участниками заседания стали кандидат философских наук, доцент, заведующий отделением кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу (Дербент, Россия), доцент кафедры юридических и гуманитарных дисциплин филиала ДГУ в г. Дербент Гюльчохра Сеидова; доктор философских наук, профессор кафедры теологии и социально-гуманитарных дисциплин Дагестанского гуманитарного института (Махачкала, РД); профессор отделения кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу (Дербент, Россия) Асият Буттаева; доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Дагестанского государственного университета, генеральный директор частной школы «Земфира» (Махачкала, РД) Магомед Рамазанов; доктор философии по теологии и богословию, доцент кафедры Азербайджанского института теологии, заведующий отделом «Восток-Запад» Института Востоковедения им.З.М.Буньядова НАНА Мамедали Бабашлы; кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела религиоведения Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева (Республика Башкортостан) Зиля Хабибуллина.

Целью круглого стола стало исследование значения и специфики межрелигиозного диалога в поликультурной среде применительно к образовательной сфере, его влияния на формирование стабильных межконфессиональных отношений в многонациональном российском обществе.

Открывая работу круглого стола, ректор Болгарской исламской академии Данияр Абдрахманов поблагодарил гостей за участие и рассказал об истории создания и нынешней деятельности Академии. «Для нас важно выяснить, как межрелигиозный диалог влияет на развитие высшего религиозного образования. Богословы, которых мы воспитываем, должны понимать суть межрелигиозного диалога и к чему он должен приводить, доносить в рамках проповедей и своих научных исследований важность этого диалога», – отметил ректор.

Эльмира Садыкова в своем докладе отметила: «Несмотря на то, что идея межрелигиозного диалога очень популярна, сегодняшний международный опыт показывает, что принадлежность к той или иной религии, к сожалению, на практике используется в качестве инструмента развязывания межрелигиозного конфликта. В современном обществе уходят на второй план истинные духовно-ценностные опоры общества. Целью предлагаемого проекта является выявление сущности религиозного диалога именно в религиозной образовательной среде, его специфики, как одной из форм социокультурного диалога, и понимание его роли в общественном сознании обучающихся, они должны быть готовы к такому диалогу, они должны быть готовы к вопросам, которые им могут задать».

Живой отклик вызвало выступление Зили Хабибуллиной. «Мои исследования сосредоточены на исламских движениях и в особенности это Хадж мусульман России: история, современное состояние и антропология хаджа. Хотелось бы уточнить, что мы будем подразумевать под межрелигиозным диалогом, диалог между разными конфессиями или же внутриконфессиональный диалог. Внутри Ислама очень много течений, появляется много различных лидеров, и они тоже пытаются в духовном управлении занять свою нишу. На мой взгляд, эта проблема даже сложнее чем между религиями. Внутри исламского сообщества тоже есть проблемы взаимопонимания. Допустим вопрос о мигрантах: татаро-башкирским сообществом мигранты не воспринимаются как полноценные мусульмане, как полноценные представители тюркских народов и расцениваются как чуждая культура», – подчеркнула Зиля Хабибуллина.

Выступления других участников круглого стола также вызвали большой интерес. После завершения круглого стола ученые провели встречу со студентами Академии.