В рамках Х чтений имени Галимджана Баруди обсудили вопросы преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР

afb2f0b609b92600310905cf1a1820fe_L

В рамках Х Международной теологической научно-образовательной конференции имени Галимджана Баруди под названием «Исламская теология и академическое исламоведение: сотрудничество и перспективы развития», состоявшейся 30 октября в Москве, работала секция «Актуальные вопросы преподавания религиозных культур в школе», где шла речь об учебных курсах ОРКСЭ и ОДНКНР)».

Модераторы секции Хабибуллина Гульфия Юнысовна, кандидат педагогических наук, руководитель группы развития исламского образования Департамента образования и науки ДУМ РФ, декан Московского исламского института, а также Метлик Игорь Витальевич, заведующий лабораторией ФГБНУ Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, – пояснили направление работы секции, уточняя то, что речь идет о преподавании традиционной религиозной культуры в школе, не включая практику.

В выступлении Метлика И.В. были выделены проблемы как последствия 70-летнего отчуждения от религии – неразвитость системы подготовки учителей; а также недоработанность учебно-методических материалов – чем нужно заниматься безотлагательно. Говоря о взаимодействии религиозных организаций в преподавании религиозных культур в школе, Метлик И.В. отметил, что очень важно, чтобы духовные управления занимали общую, близкую позицию в духовно-нравственном воспитании школьников, обмениваясь при этом опытом в вопросах преподавания основ религиозной культуры в школе.

Проскуркина Ольга Ивановна, заместитель директора центра проектно-внебюджетной деятельности и развития связей с субъектами РФ Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в своем выступлении говорила о результатах проведения мониторинговых мероприятий в субъектах Российской Федерации по курсу ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. Массовые исследования охватили 70 субъектов РФ, выявлены и положительные стороны, и проблемы ввода такой дисциплины в учебный процесс. Например, не во всех регионах обеспечивается добровольность выбора родителями учебного модуля. Чтобы устранить такую проблему, проводятся различные мероприятия, ведется разъяснительная работа в среде учителей и родителей, в Москве и регионах работают Институты повышения квалификации учителей, разрабатываются учебно-методические материалы.

Омельченко Елена Александровна, директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений МПГУ, доктор педагогических наук, и Теплова Елена Феликсовна, доцент, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений МПГУ, кандидат исторических наук, выступили на тему «Подготовка педагогов — основа успеха реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР». Они отметили некорректность подготовки универсального педагога на краткосрочных курсах.

«Нынешнее поколение детей, молодежи дезориентированы по отношению к истинным ценностям. В настоящем сформировался образ успешного молодого человека, добивающегося успеха любыми способами, ставящего свои проблемы выше всего. Кроме того, многие родители – не всегда сторонники преподавания/изучения своей культуры в школе», – говорила Елена Феликсовна.

Коллеги из МПГУ предложили сотрудничество в вопросах разработки учебно-методических материалов, что примечательно.

Павлова Ольга Сергеевна, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат педагогических наук, выступая на тему: «Духовно-нравственное воспитание через преподавание основ ислама в школе», дала определение понятий «Духовно-нравственная культура», «религиозность». В примере преподавания исламской культуры в школах Чеченской республики рассказывала об интересных мероприятиях, проецируя их на экран. Отметила, что наряду с исламом, традиционная этика является основой нравственной культуры. Традиционные нормы мусульманских народов тесно перекликаются с исламом.

Албогачиева Макка Султан-Гиреевна, старший научный сотрудник отдела этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого(Кунсткамера)РАН, кандидат исторических наук, освещала сложные процессы открытия исламских образовательных учреждений в Ингушетии в 90-е годы. Тем временем молодые люди, граждане России, уезжали за рубеж и получали исламское образование в других странах.

В настоящее время в 40 учебных заведениях Ингушетии реализуется исламское образование среднего и высшего уровней. С 1998 года введен учебный курс Основы исламской культуры с 5 по 11 классы общеобразовательной школы. Обучение девочек и мальчиков совместное. Преподавателями являются выпускники исламских институтов. Существует взаимосвязь с Духовными управлениями, проводятся олимпиады, победителям вручаются ценные подарки.

Арсанов Ибрагим Абдул-Рахманович, директор школы-медресе Устаза Дени Арсанова в Грозном, в своем выступлении «Светскость и духовность просвещения. Преодоление мракобесия в религиозных убеждениях» выразил сожаление о том, что в образовательном процессе отрицается наработанная вековая этика. Нельзя допускать арабизации образования в медресе.

Макаренко Олег Анатольевич, доцент кафедры культурологии МПГУ, кандидат философских наук, ознакомил слушателей с результатами анкетирования слушателей курсов повышения квалификации – представителей разных регионов РФ – по вопросам изучения Основ исламской культуры. Как основная проблема, он выделил отсутствие подготовленных преподавателей и учебно-методических материалов. В настоящем вырабатываются предложения по совместной деятельности педагогического вуза с исламскими институтами.

Дымина Елена Викторовна, учитель истории и обществознания ГБОУ Школы 1514, старший преподаватель МИОО кафедры поликультурного образования, в своем выступлении под названием: «Педагогические условия формирования российской культурной идентичности учащихся на уроках ОРКСЭ и предметной области ФГОС ОДНКНР» говорила о том, что Основы религиозной культуры – это не включение ребенка в религию, это не преподавание религии, тем более, не преподавание культа. Это – разговор о традиционных нормах, о гражданской идентичности на основе традиционных религиозных культур. Основная задача для школы – попытка найти то общее, что составляет нашу российскую идентичность.

Зианшина Равиля Ибрагимовна, заместитель заведующего Центром научной информации и международного сотрудничества ФГБНУ «Института стратегии развития образования Российской академии образования» выступила о развитии идей исламского образования в эпоху глобализации.

Каждое выступление участников секции выделялось насыщенностью информацией, интересными презентациями.

Гульфия Хабибуллина